воскресенье, 6 ноября 2016 г.

Президент группы Qiwi, акционер Run Capital Андрей Романенко рассказал о том, чего не хватает современным лидерам и в какие эффективные инструменты управления и технологии следует инвестировать прямо сейчас:

1. Куда пойти учиться
В России модный тренд – учиться в «Сколково» на MBA. Программа стоит €60 тысяч. Наши предприниматели готовы платить эти деньги в первую очередь за входной билет в определенное комьюнити, и только потом – за само образование, хотя должно быть наоборот. Возможно, у нас с бизнес-образованием дела обстоят не очень хорошо. Но есть удаленные программы, самообучение. Дух предпринимательства развивается.

2. Какие знания нужны бизнесмену

Чему у нас не учат, так это sales presentation skills – искусству успешной презентации. Предприниматель должен уметь продать себя. Если он продает себя, он продаст и проект, и продукт, и компанию. Меня в школе не просили делать презентации. Мои же дети готовят их практически к каждому докладу. Это помогает избавиться от страха публичного выступления и научиться общаться с аудиторией.

3. Как использовать мессенджеры в управлении
Если раньше ты мог эффективно управлять пятью–семью сотрудниками, то сейчас, благодаря современным технологиям, удаленно можно руководить несколькими десятками людей. Поколение «большого пальца» не раздумывает над тем, как сделать что-то. Они просто идут и делают. У меня в WhatsApp 500 чатов для управления всеми рабочими проектами, компаниями и инвестициями. Не нужно, как раньше, писать письмо, ставить в копию 20 человек, вспоминать их адреса. В мессенджере нет необходимости писать пять абзацев текста, которые никто не будет читать. Ты обязан четко формулировать мысли.

4. Как все планировать

Основная задача предпринимателя – формировать команду, давать ей правильную мотивацию, которая позволит делать бизнес. Но иногда, примерно раз в квартал, все же важно останавливаться и смотреть, что было сделано, а что должно быть реализовано через три месяца. Порой, когда бежишь без остановок, не замечаешь, что происходит вокруг. Иногда нужно брать тайм-аут, чтобы подумать над следующим шагом, оценить обстановку на рынке.

5. Как оценить нового сотрудника
Я сформулировал для себя правило десяти секунд: за это время я могу понять, что за человек передо мной. Первые десять секунд знакомства формируют общее впечатление. Меня оно еще ни разу не подводило. Со всеми, кого я оценил положительно, состоялись успешные проекты. Чтобы интуиция работала как часы, нужно пропустить через себя тысячи людей.

6. Как просчитать успех
Я до сих пор жалею о трех упущенных проектах: Get Taxi (сейчас Gett), «Одноклассники» и Delivery Club. Не за любыми идеями на первой стадии можно разглядеть успешный стартап. Бывает парадоксальная ситуация: продукт классный, а рынка для него пока нет.

Всегда есть определенные предпосылки, из которых надо исходить: в России живет 146 миллионов человек, мы знаем наш ВВП, средний доход, статистику проникновения интернета, долю продукта на рынке – выше этого не прыгнешь. При самом удачном стечении обстоятельств ты займешь 25 % рынка. Эти данные нужно учитывать при составлении бизнес-плана.

7. Как создать популярный продукт
В бизнесе большую роль играет случайность. Можно много лет искать новый Facebook, а окажется, что он все это время валялся под ногами. И не всегда прибыльные идеи связаны с чем-то революционно новым. В Штатах ребята придумали приложение SkyBell – дверной звонок. Казалось бы, у всех они уже есть. Но создатели додумались добавить к звонку камеру, подключить ее к Wi-Fi и синхронизировать со смартфоном. Если вам в дверь позвонили, на телефоне открывается видео – вы знаете, кто пришел. Сейчас приложение занимает порядка 5–7 % на рынке сигнализаций Америки, хотя ничего принципиально нового его создатели не придумали.

8. Как стать успешным лидером
В момент, когда компания тебя перерастает, обязательно нужно отдавать операционное управление и выходить на уровень совета директоров. Заниматься поиском новых идей и одновременно управлять командой даже в 100 человек – это большая нагрузка. Рано или поздно придется выбирать между менеджментом и развитием продукта. Настоящего лидера характеризует открытость. Замкнутые в себе люди никогда не соберут команду, за ними просто никто не пойдет. В коллективе обязательно должен быть амбициозный лидер, который будет подгонять остальных. Амбиции помогают делу, развивают чувство внутренней конкуренции.

9. Куда инвестировать деньги
Есть три вещи, на которые нужно обратить внимание уже сегодня. Во-первых, блокчейн – система, за счет которой можно дешевле обрабатывать транзакции. Во-вторых, боты – это простой язык программирования для автоматизации любого бизнес-процесса, а также полезная вещь для мелких компаний, у которых нет денег на разработку полноценного приложения. В-третьих, виртуальная реальность. Сегодня на рынке много гаджетов, но мало контента. Тот, кто первым соединит эти компоненты, совершит технологический прорыв.

10. Где искать бизнес-контакты
Есть два основных источника: LinkedIn и Facebook. Сегодня реально найти любого человека по должности и компании, в которой он работает. Ходите на конференции, знакомьтесь с людьми, слушайте, общайтесь.

11. Как распределять время
Время надо пропорционально делить на две сферы: семью и любимое дело.

12. Как расставаться с иллюзиями
Большое заблуждение молодых предпринимателей – думать, что за границей лучше. Я пока не встречал людей, которые переехали делать бизнес на Запад и остались там абсолютно довольные и счастливые. С переездом ты теряешь все контакты, которые нарабатывались во дворе, в университете и на работе, приходится все начинать с чистого листа. Еще существует миф о том, что круто довести компанию до IPO, как будто это изменит жизнь в лучшую сторону. На самом деле есть много примеров, когда компания счастливо существовала без публичности и с приходом акционеров потеряла больше, чем приобрела.

13. Как русский менталитет влияет на бизнес
Такой открытой души, как у русских, нет ни у кого в мире. В наши дни открытость помогает быстрее доносить информацию, она порождает доверие. Мне, например, всегда можно написать на Facebook, и я отвечу. Однако есть и обратная сторона медали. Русская ментальность – это «я все знаю и сделаю сам». Такая самоуверенность опасна. Важно вовремя понять, что ты не самый умный.

14. Как оптимизировать затраты
Делать классный продукт можно, когда у тебя в штате не 2000 человек, а 200. Мой любимый пример – WhatsApp и Vodafone. Vodafone – европейский лидер телекоммуникаций, компания существует на рынке c 1991 года, на нее работают более 90 тысяч сотрудников. Всего за семь лет аудитория WhatsApp превысила один миллиард человек. При этом в ней работает лишь несколько десятков сотрудников, каждый из которых приносит WhatsApp больше прибыли, чем несколько сотрудников Vodafone.

15. Когда менять работу

Дольше 10–15 лет быть в одном бизнесе противопоказано. Я не знаю, куда еще можно развиваться в компании через 15 лет. Главное – признать, что ты уже не можешь привнести в бизнес что-то новое, и уйти. Правда, совсем порвать со сферой IT вряд ли получится. У меня есть друзья, которые кардинально меняли область деятельности, но вскоре возвращались и жаловались: как же скучно везде, кроме интернета.

Источник: GQ

Комментариев нет:

Отправить комментарий